Дочь Мария Гиппенрейтер об отце

Дочь Мария Гиппенрейтер об отце. ВАДИМ ГИППЕНРЕЙТЕР — ВЕЛИКИЙ ФОТОГРАФ ЗЕМЛИ РУССКОЙ

Отец прожил почти век сложной, но необыкновенной творческой жизни, главной темой которой была любовь к Земле, России, ее природе и старой русской архитектуре и искусству. И эту любовь отец сумел выразить и донести до нас через свои фотографии. Каждая фотография не случайна. Она продумана, прочувствована, выстроена и отражает в себе личное переживание, ощущение автора, и только ему присущее уникальное видение. Будь то фотографии неприступных горных вершин, суровой природы севера, огнедышащей земли Камчатки или архитектурных памятников старых русских городов, — в каждой из них чувствуется присутствие автора, его отношение. 

Отец не занимался отдельной фотографией.  Он всегда разрабатывал какую-то тему или держал в голове будущий фотоальбом. 

Альпинист, первый и троекратный чемпион СССР по горным лыжам, первый человек, спустившийся с Эльбруса на лыжах, отец имел отличную физическую подготовку. И благодаря ей и навыкам выживания, всю свою жизнь он путешествовал по России, забираясь в самые труднодоступные места, сначала с ружьем и фотокамерой, потом только с камерой. Природа во всех её многообразных проявлениях была его домом, туда он уезжал исцеляться от суеты городской жизни, там был его ресурс, его источник силы и творчества. Он любил ездить один, чтобы никто не мешал. Требовательный к себе и другим, молчаливый и внешне суровый, в душе он был романтиком и тонко чувствующим человеком.  И это выражается в каждом сделанном им кадре. 

И еще у отца было удивительное свойство — ненавязчиво, между делом прививать определенные качества, ценности и навыки так, что они оставались на всю жизнь. Так у меня осталось бережное отношение к лесу и всему живому, умение видеть красоту и в пейзаже, и в капле росы на цветке. Такое же влияние он оказывал на многих людей, соприкасавшихся с ним в жизни.

Всю жизнь отец снимал на широкоформатную пленку, а позже — на широкий слайд. У него были старинные деревянные  камеры, сделанные еще царскими мастерами, и начиненные современной оптикой. В течение многих лет он сам проявлял и печатал фотографии и никогда никого к этому не подпускал.

Я начала заниматься его фото архивом в 2005 году. И только тогда, за эти 12 лет я по-настоящему  прочувствовала его творчество. Часами разбирая, сканируя и систематизируя слайды, я с головой погружалась в совершенно иной мир, где путешествовала вместе с отцом по заповедным уголкам России и где училась видеть его глазами. 

Отец любил Россию, это была его земля, и его присутствие навсегда останется с нами — в красивых пейзажах, в свинцовых тучах, в восходах и закатах, на горных вершинах и в извергающихся вулканах, в лесу у костра… ну и, конечно же, в его альбомах и фотографиях, на которых, я думаю, вырастет еще не одно поколение. 

Поэтому мне бы очень хотелось, чтобы люди не просто смотрели на фотографии, а вгляделись и прочувствовали их, чтобы каждая из них нашла отклик в душе зрителя. Ведь когда возникает эмоциональная реакция, когда мурашки по коже — это как раз то, что и отличает настоящее искусство от всего остального..